Ювелирная работа: взгляд изнутри

Ювелир — одна из самых древних профессий в мире. И во все времена люди, создающие драгоценности, считались больше художниками, нежели чем ремесленниками. Ювелирные гильдии были «белой костью» среди средневековых мастеровых.
Сегодня эта профессия не утратила своей актуальности. О том, как стать «золотых дел мастером», рассказывает профессиональный ювелир Павел Ерёменко.
Ювелирная работа: взгляд изнутри

Золотая жила

Павел Ерёменко.jpg— Я с детства занимался в художественных кружках, а начиная с первого класса параллельно с обычной школой ходил ещё и в художественную. И вот после девятого класса я решил уйти из школы и поступить в какой-нибудь колледж, который даёт «художественную профессию».

Как-то почти случайно мы с мамой нашли на метро Красногвардейская ювелирное училище. Взяли меня туда без экзаменов, потому что незадолго до этого в Москве проходил конкурс среди учеников детских художественных школ. И я его выиграл. Подав документы, я потом всё лето читал разную литературу по ювелирке — и очень проникся, понял, что не ошибся.

— Учёба оправдала ваши надежды?

— Смотря с какой стороны. Ювелирка из меня очень быстро выжгла тягу к живописи, к рисунку, я перестал быть художником.

— Но учиться продолжили?

Ювелирка — это золото. Золото портит людей. В тот период времени, а это была вторая половина 90-х годов, ювелирное дело было золотой жилой. Тогда ювелиры зарабатывали очень много. Потому что спрос был огромный. Выйди на улицу, скажи, что ты ювелир — и к тебе выстроится очередь. Честное слово, такое бывало! В ту пору у людей ещё ничего не было, а деньги уже были. И все хотели покруче, погуще, потяжелее и золота побольше.

Вы же помните то время и представляете, кем была основная масса заказчиков и что они заказывали. Народ в малиновых пиджаках на больших джипах хотел больших цепей и перстней. Наш учитель с одного заказа мог купить себе джип. Так что мы с самого начала поняли, что это профессия дорогого стоит. Что мы пришьем себе на пузо большой карман и деньги туда посыплются нескончаемым потоком.

В ювелиры я б пошел, пусть меня научат

Получить профессию ювелира можно в колледже (профессия «Ювелир») или в вузе (специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов», «Художественное проектирование ювелирных изделий»).

677893.jpg

Более того, будучи ещё студентами, обучаясь ремеслу, мы тоже имели возможность подзаработать. Конечно, золота и бриллиантов ученикам никто не давал. Мы тренировались на металлах и сплавах, схожих с драгоценными металлами по своим характеристикам и внешнему виду.

Нашим любимым студенческим приколом была «проверка на жадность». Делали из латуни «обручальное» кольцо. И в метро его аккуратненько клали на пол и орали на весь вагон: «Граждане, кто обручальное кольцо потерял? Золотое!» Жаль, что тогда ещё не было мобильных телефонов и мы не могли это снять на камеру!

Обязательно подрывалось процентов двадцать пассажиров: «Это моё!» И мы устраивали примерку. Кольцо мы обычно делали большого размера. Женщинам оно оказывалось велико. И вот она примеряет — а кольцо-то явно не с её руки. И мы начинали её стыдить — мол, женщина, что же вы врёте! Как правило, они краснели и на следующей остановке чуть ли не в слезах выскакивали из вагона. А иногда какому-нибудь мужчине кольцо впору оказывалось. Мы отдавали кольцо и наслаждались его довольным видом — колечко-то фальшивое!

— На ювелира учат только в училище? Или можно учиться прямо в мастерской?

— У меня есть один знакомый мастер, который даже в школе не учился. Он из очень неблагополучной семьи, и в конце 80-х годов, ещё маленьким пацаном, залез в мастерскую, чтобы что-то стырить. Его поймали, пожалели, взяли в подмастерья и выучили на ювелира.

Среди ювелиров очень многие не заканчивали никаких училищ, учились у мастеров. И это правильно. Ведь тому, чему тебя научит мастер, передавая секреты ремесла из рук в руки, не научат ни в каком училище. Там преподают шаблоны, устаревшие схемы. Меня полностью переучивали в 99 году в мастерской, когда я только пришёл работать.

Дела финансовые

— Ювелир может работать как в частной мастерской, так и на ювелирном заводе. В чём разница?

789789.jpg— Очень просто. В ювелирных мастерских каждый мастер должен быть суперпрофессиональным универсалом. Он должен в совершенстве владеть всеми технологиями, всеми техниками, всеми этапами производства изделий.

Ювелир-универсал в частной московской мастерской зарабатывает от 60 тыс. рублей.

На крупном производстве изготовление изделий разделено на части. Каждый цех выполняет одну-единственную операцию. Даже далекий от ювелирного дела человек, придя на завод, за две-три недели освоит эту операцию в совершенстве.

Ювелир-монтировщик на крупном московском предприятии зарабатывает около 40–50 тыс. рублей.

При этом платят сдельно везде — и в мастерских, и на заводах. В частной мастерской мастер получает процент от стоимости заказа, на заводе платят фиксированную сумму за каждую деталь. Сколько сделал — столько получишь. Иначе будут филонить.

На заводах, в цехах, где в готовые изделия вставляют драгоценные камни, всегда дается определенный процент камней «на брак». Условно говоря, из ста бриллиантов пять можно расколоть. Ну, мастера же — все профи. Брака не делают. Но если всё равно можно — отчего же не испортить! Новичков любили «разводить». Придет новенький в цех — ему говорят: «А слабо молотком по бриллианту стукнуть? Да ты не бойся, он не расколется, это же бриллиант, самый твердый минерал в мире!» Тот хрясь молотком по бриллианту, камень вдребезги. У молодого — паника. Всем весело. Вот так от скуки развлекаются. Сидят, выпивают по 50 грамм, бриллианты молотком колют.

— На производстве понятно — работа есть всегда, а частной мастерской ещё и клиентов надо искать?

896789.jpg— Да, разумеется. В частных мастерских должна быть клиентура, и над этим надо работать. Это в 90-е годы такого понятия, как маркетинг, менеджмент в ювелирном деле не существовало — заказы сами сыпались. Но где-то в начале 2000-х ситуация начала резко меняться. Отрасль разрослась, в Москву хлынули мастера со всего бывшего Союза. 

Появлялось огромное количество мастерских, в том числе этнических, которые держали армяне, азербайджанцы и так далее. Конкуренция была бешеной. Это приводило к потере спроса. Внес свою лепту и кризис 98 года, когда у людей резко стало меньше денег.

Поэтому когда мы с моим приятелем Витьком в 2000 году открыли мастерскую в ближнем Подмосковье, то почти сразу поняли, что уже нет того спроса, который был в 90-х годах. Но всё равно — клиенты были, и на жизнь нам хватало. 

Тем более, что имя в профессии у меня на тот момент уже появилось. Мои работы возили на международные выставки. Одну из них — браслет, сделанный ещё в училище, купил для своей коллекции немецкий барон, известный коллекционер драгоценностей. А по некоторым из моих работ в моем же родном училище до сих пор студентов учат.

Профессиональные риски

— Однако несколько лет назад вы приняли решение на время уйти из профессии. Почему?

— Только из-за здоровья. У меня начало сильно падать зрение. Иначе я бы ювелирку никогда не бросил. Однако сейчас я серьезно настроен вернуться в профессию. Открою мастерскую. Конечно, восемь часов в день мне глаза работать не позволят, но два-три часа — без проблем. Тем более, что теперь появилось такое окулярное оборудование, такие микроскопы, которых десять лет назад в России просто не было.

Профессиональные болезни ювелиров:

 — заболевания позвоночника, особенно грудного и шейного отделов,

 — аллергия на металлическую пыль,

 — заболевания бронхолёгочной системы,

 — снижение остроты зрения,

 — болезни суставов рук.

Не сочтите за хвастовство, но как только я объявлю о том, что вернулся в профессию, ко мне вернутся мои прежние клиенты. Потому что я — талантливый!


При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

За год 11 тыс. россиян получили наказание в виде обязательных работ 
Средняя трудовая пенсия в Подмосковье вырастет до 12 106 рублей 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0