Школа HR: как работать с самозанятыми

Федеральный закон о специальном налоговом режиме для самозанятых вступил в силу 1 января 2019 года. Но пока перейти на него решились немногие. Rjob разобрался в тонкостях взаимодействия с самозанятыми сотрудниками.
Школа HR: как работать с самозанятыми

Нетрудовые отношения

Раньше работодатель публиковал нужную вакансию, отбирал подходящего сотрудника и нанимал его. Трудовая книжка с соответствующей записью ложилась в сейф в отделе кадров. Теперь без всего этого можно обойтись. Компания для определённой услуги нанимает исполнителя, расплачивается и забывает о нём до следующей необходимости. Ни о каких трудовых отношениях (а значит, и о больничных, отпусках и прочих социальных обязательствах) речи не идёт. И в отличие от сотрудничества по договору гражданско-правового характера, наём самозанятого позволяет не выступать налоговым агентом и не перечислять взносы в фонды.

Юлия Соколова.jpg
Юлия Соколова
управляющий партнёр юридической компании «Соколов и партнёры»

Отсутствие трудовых отношений с самозанятыми позволяет избежать бумажной волокиты (не нужно кадровое делопроизводство) и сложностей с увольнением. Достаточно расторгнуть договор в соответствии с его условиями и ГК РФ. Но при этом компания не может наложить дисциплинарное взыскание. Вместо выговора можно прописать штрафы в договоре ГПХ. Там же указывают и ключевые моменты сотрудничества, потому что ссылаться на правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные правовые акты нельзя. Но делать это надо очень аккуратно – избегая формулировок, свойственных трудовым отношениям. А если самозанятый захочет расторгнуть договор, то отрабатывать 2 недели он будет, только если это условие прописано в договоре.

Выгода налицо

Сотрудничать с самозанятыми намного выгоднее, чем с исполнителями по договору ГПХ. Нет необходимости платить за физлицо налоги, а значит, бухгалтеры будут готовить чуть меньше отчётности. Но, главное, компания выигрывает в деньгах! Экономия на взносах в пенсионный фонд, фонд социального страхования и обязательного медицинского страхования составит около 30 % от зарплаты. Компания может выбрать, оставить ли сэкономленное в фонде оплаты труда или на эту же сумму повысить оплату за услугу. Условия сотрудничества будут для исполнителей более выгодными, чем в среднем на рынке, и компания сможет выбрать лучших из них.

Наталья Проданова
РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор кафедры

В отдельных случаях компания может рассчитывать и на льготы от государства. Немаловажный факт, что расходы по найму самозанятых работников наниматель может учесть при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Расходы на кадровое делопроизводство по самозанятому минимальны. Работодатель платит только за результат, не оплачивая периоды вынужденного простоя сотрудника, да и ещё может существенно сэкономить за счёт привлечения специалистов из регионов, согласных работать за меньшую зарплату, нежели жители мегаполисов. По экспертной оценке, экономия только на сокращении расходов может составлять до 40 %.

Бухгалтер против!

В этой идиллической картине есть только один возможный недостаток. Компания попадает в бюрократическую зависимость от исполнителя. После получения перевода, он обязан поставить отметку в приложении «Мой налог», получить чек и предоставить его компании-заказчику. Этот чек потребуется для отчётности, ведь средства со счёта не могут просто исчезнуть. Но что будет, если исполнитель «забудет» поставить отметку и передать чек, чтобы уклониться от уплаты налогов?

Юлия Соколова.jpg
Юлия Соколова
управляющий партнёр юридической компании «Соколов и партнёры»

Чтобы избежать подобной ситуации, предусмотрите в договоре жёсткое условие – предоставлять чек не позднее, чем в течение 1 рабочего дня с даты получения платежа. Пропишите высокие штрафы за нарушение этого условия. Выдайте самозанятому инструкцию о том, какая ответственность ему грозит за невыдачу чека. Письменно запрашивайте чек одновременно с проведением платежа и высылайте претензию с расчётом штрафной суммы, если чек не предоставлен вовремя».

В договоре можно прописать, что оплата штрафов и дополнительных начислений от налоговой службы в случае возникновения проблем тоже ложится на плечи самозанятого. Ответственного работника такие условия не испугают. А если компания всё же не получит чек вовремя, то может направить в налоговую службу запрос, отчитался ли самозанятый о своём доходе, и пожаловаться на него.

«А ты правда самозанятый?»

Избежать многих проблем поможет предварительная проверка статуса исполнителя как налогоплательщика. Для этого потребуется только его ИНН. Федеральная налоговая служба позволяет проверять статус на конкретную дату. Лучше делать это в момент заключения договора и перед каждым платежом, чтобы не попасть на период, когда самозанятый снялся с учёта. Иначе компании грозят доначисления, как при работе с обычным физлицом. Также необходимо проверять, не превысил ли самозанятый годовой порог дохода в 2,4 миллиона рублей. Для этого нужно прописать в договоре условие, чтобы исполнитель предоставил выписку из приложения «Мой налог».

Вчера – сотрудник, сегодня – самозанятый

Велик соблазн перевести в самозанятые и остальных сотрудников компании. То есть сначала уволить, затем предложить зарегистрироваться в качестве самозанятых, а потом продолжить сотрудничество. Это действительно позволит сэкономить на взносах в фонды, но приведёт к нарушению законодательства. В течение двух лет после увольнения самозанятый не может платить налог на профессиональную деятельность с денег, полученных от бывшего работодателя. «Переобуться на ходу» не получится, такие отношения суд признает трудовыми, и доначислит все налоги, взносы в фонды и пени за всё время сотрудничества.

Юлия Соколова.jpg
Юлия Соколова
управляющий партнёр юридической компании «Соколов и партнёры»

За последний месяц к нам обратилось более 20 компаний с просьбой посмотреть их договор с самозанятыми. В 90 % случаев он содержал ошибки, например, признаки трудовых отношений. Договор с самозанятыми – это основа для взаимодействия сторон, он должен быть максимально выверенным и составленным в пользу организации. Но сложности могут возникнуть и при фактическом исполнении договора. Чтобы этого избежать, мы дополнительно готовим инструкции для директора компании, бухгалтера и непосредственно самозанятого. И другим компаниям, работающим с самозанятыми, рекомендуем действовать так же.

Оформить деловые отношения с самозанятым намного проще, чем с обычным исполнителем-физлицом. И уж тем более они на порядок выгоднее компании, чем постоянный персонал в штате. Юристы и экономисты сходятся во мнении, что ничего страшного в процедуре оформления нет, и даже штрафов и доначислений бояться не стоит. Единственное, на что действительно стоит обратить внимание – это статус налогоплательщика и грамотно составленный договор.


Читайте также: Фриланс и налоги: как работать на себя, не нарушая закон


© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Профессия: эколог 
Карьера в ТЕХНОНИКОЛЬ: история успеха 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0