Профессия: театральный критик

Выбирая спектакль, мы хотим прочесть о нем самый полный и объективный отзыв. Театральный критик анонимно рассказал Rjob о том, как создаются театральные рецензии и чем занимается рецензент в темноте зрительного зала.
Профессия: театральный критик

О сути работы театрального критика

Театральный критик пишет театральные рецензии. Обычно на премьерные и фестивальные спектакли. В месяц бывает не так много рецензий. В лучшем случае – если в городе проводится важное театральное мероприятие, то четыре-пять.

Но критик должен подготовиться к просмотру, изучить материалы по постановке. Критическая статья – это не отзыв на полстранички, а глубокий всесторонний анализ, который пишется не один час.

До того, как прийти на спектакль, нужно проделать большую работу: узнать задумку режиссера, его видение, изучить его предыдущие постановки и историю самой пьесы. И обязательно прочесть пьесу!

Во время спектакля профессиональный критик ведет его запись. Руками, в блокноте, и не реплики, а происходящее на сцене. Например: «Слева вспыхивает красный свет. Мария падает за диван. Левая нога торчит из-за спинки». Это нужно для того, чтобы потом, при написании рецензии, восстановить ход событий. Писать приходится в темноте, вслепую, одновременно следя за действием – это очень сложно.

После премьеры всегда проводят пресс-конференции, на которых критику необходимо присутствовать. Во-первых, там режиссер обычно рассказывает ценные для понимания спектакля вещи, а во-вторых, можно задать интересующие вопросы.

А затем критик пишет статью. Хорошо, если ему отдавать текст не утром, а хотя бы через неделю – тогда можно будет сначала накидать первые ассоциации и мысли и обдумать их.

О совместительстве

Если у вас есть возможность ходить на вечерние спектакли, а также постоянно самообразовываться, то в остальное время вы можете быть хоть токарем, хоть врачом-педиатром. Всё зависит от возможности уделять внимание и тому, и другому одинаково. Ну что это за врач, который скажет: «Не успеваю в театр, давайте по-быстренькому?». Или критик, который во время спектакля будет думать, как лучше запрограммировать станок?

Но чаще критиками бывают журналисты-обозреватели и сотрудники театров. Это и понятно: у одних опыт работы со словом, у других – понимание процесса и практические знания.

О знаниях и навыках

Прежде всего необходимо знание теории. Что такое мизансцена, как выстраивается сценография, какие бывают театральные амплуа и многое другое. Знать историю театра, быть в курсе последних театральных тенденций, замечать индивидуальные особенности работы того или иного режиссера. Понимать, как функционирует театр, как делается спектакль.

Но кроме этого критик должен быть очень эрудированным. Считывать аллюзии, угадывать метафоры, видеть подтексты. Понимать с точки зрения психологии метаморфозы, происходящие с персонажами. Без этого невозможно проанализировать спектакль.

Об образовании

Зависит от того, на какое место в профессиональном сообществе вы претендуете. Если вам достаточно периодически писать обзоры в местный новостной блог, то на образование все закроют глаза. Да и на вас тоже. Ну, ходит кто-то, пишет что-то...

Если же вы хотите стать настоящим театральным критиком, к мнению которого прислушиваются не только читатели, но и театральные деятели, то профильное образование необходимо. Однако если возможности учиться на театроведческом факультете нет, попробуйте заняться самообразованием. Но одних учебников по специальности будет недостаточно: многие написаны еще в советское время, а театр с тех пор изменился, появились новые направления (например, инклюзивный театр, вербатим, иммерсивный театр). Придется искать теорию в Интернете. Не обойтись без практики, просмотра спектаклей. Нельзя ограничиваться театрами собственного города. Многие постановки выдающихся режиссеров имеют видеоверсии. Конечно, это совсем не то, что смотреть вживую, но хоть что-то… Обязательно следите за всеми театральными мероприятиями, которые проходят у вас в городе! Если есть возможность, ездите на пресс-показы, предварительные читки и театральные лаборатории. Во-первых, у вас появятся профессиональные связи; а во-вторых, начнете лучше ориентироваться в материале. 

О плюсах и минусах

Плюсы в том, что отсутствуют однообразие и застой. Несмотря на то, что со временем походы в театр становятся привычны и обыденны, офисной скуки вы тут не найдете. 

Еще один плюс – умственная деятельность. Разгадывать код спектакля, стараться увидеть всё, что хотел сказать режиссер – это очень здорово, настоящая интеллектуальная игра.

Минус – профдеформация. Становится очень сложно смотреть спектакли глазами обычного человека, без записей, без анализа, постоянно лезут мысли вроде: тут недоработка в плане сценографии… Всё удовольствие пропадает.

Кроме того, профессиональный критик должен абстрагироваться от собственных предпочтений и досмотреть спектакль до конца, даже если он ему не нравится. Как-то раз я случайно, как простой зритель, попала на ужасную любительскую постановку. Я мучилась минут сорок, пока не сообразила: «Я ведь не на работе!». С какой радостью я выбежала из зала!

О стереотипах

Самый распространенный: работа театрального критика сплошное развлечение и бесплатное посещение спектаклей. Из этого всего верна только часть про бесплатное посещение. И то не всегда. Если вас не аккредитовали, то придется покупать билет.

Второй стереотип: театральный критик должен ругать. Нет. Он должен дать читателям представление о спектакле, а тем, кто работал над постановкой – четкий аргументированный взгляд на их работу со стороны.

Третий: театральный критик ведет богемную жизнь. Это только в том случае, если у него есть еще сторонний легкий заработок. 

Четвертый: театры платят за хорошие заказные рецензии. Да, такое иногда случается, но не с классными театральными критиками. Платят обычным журналистам, но те пишут настолько хвалебные статьи, что сразу становится понятно – реклама. 

О заработке театрального критика

Мой гонорар – 2 тысячи рублей за одну статью. Но это ставка конкретного провинциального журнала. Московские и петербургские издания платят лучше, и им требуется больше материала, но и конкуренция среди критиков там выше. Кроме того, вы можете работать в театре на ставке, например, завлитом и писать рецензии в качестве дополнительной нагрузки. Тогда ваша зарплата будет около 35-50 тысяч в месяц. 

Об ошибках начинающих критиков

Две самые главные поведенческие ошибки: высокомерие и панибратство. Начинающие критики часто перенимают у старших коллег их манеру поведения, забывая, что та вырабатывалась годами и имеет свои причины. Вот и появляется молодежь, которая кличет режиссеров и актеров по именам или же общается с ними презрительно, типа «ну-ну, я еще напишу». Никогда не ведите себя так! Это не только некрасиво, но и может испортить вам карьеру. Театральный мир ведь маленький.

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Можно ли найти работу в «мёртвый сезон»? 
Как работает event-менеджер 

Вакансии по теме:

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0