Профессия: фуд-фотограф

Заказывая еду в ресторане или сервисе доставки, изучая кулинарные блоги и журналы, мы не в последнюю очередь обращаем внимание на фотографии блюд. Александр Сляднев, фуд-фотограф, член UAPF, автор проекта Food & Chef, создатель Авторской школы фотографии, рассказал Rjob о секретах профессии, её перспективах и о том, кому не стоит этим заниматься.

Профессия: фуд-фотограф

Как вы стали фуд-фотографом?

Всё очень просто: я очень люблю есть и мне надоело снимать людей. Это был 2012 год, я был достаточно успешным фотографом, но не видел для себя перспективы роста. И случайно пришел заказ на съемку в ресторане. Заказчика результат удовлетворил, хотя сам я остался недоволен. И начал учиться снимать еду. Закупил посуду, нанял шеф-повара и на протяжении полугода мы с ним практически не выходили из моей студии. Так я наработал себе первое портфолио и окончательно убедился, что фуд-фотография – это мое.

Далее пошли заказы в моем родном городе, потом в стране, и буквально за один год я вырвался на зарубежный рынок. Сейчас я чаще снимаю в Европе и Азии, чем на родине.

Требуется ли для этого специальное образование?

Для любого фотографа принципиально важно владеть тремя вещами: знать, что такое экспозиция, уметь ставить свет и понимать композицию. И не важно, что он снимает, именно эти три вещи являются основой любого направления фотографии. На постсоветском пространстве, как правило, все фотографы самоучки. Нормальных факультетов фотографии практически нет, структура обучения хаотична… Поэтому я  организовал фотошколу с собственной структурой обучения и собираюсь запускать несколько курсов по базовой фотографии и фуд-фотографии.

АСляднев3.jpg
Занятия в Авторской школе фотографии

Где требуются фуд-фотографы?

Сфера применения фуд-фотографии широка. Расскажу, где работаю я. Во-первых, это обслуживание ресторанов. В крупных городах – сотни ресторанов. И многим из них нужны кадры с едой. Современный ресторатор чаще всего понимает, что заказывать для этого свадебного фотографа – неправильно, и поэтому ищет человека, специализирующегося на съемках еды.

Далее – так называемые продуктовые съемки. Для крупных корпораций, например Макдональдс. Это своя ниша, и есть фотографы, которые работают только с такими монстрами. Тут чуть больше ответственности, но и денег, как правило, тоже больше.

Еще я выпускаю свои кулинарные книги на английском языке для рынка США. У меня на сегодняшний день пять кулинарных книг, две из них отмечены высокими оценками кулинарных критиков. Это хорошая и эффективная ниша для тех, кто хочет снимать еду. 

Помимо этого есть фотостоки, можно выпускать календари, открытки... Мир фуд-фотографии широк и ограничен только фантазией автора.

Тот, кто постит фото своей еды в Instagram, может считать себя фуд-фотографом?

Съемки для сети Instagram – это узкое направление фуд-фотографии, которое имеет полное право на существование. Но есть одна опасность. Их авторам придется очень не сладко, когда хозяева этой замечательной сети поменяют концепцию, и заработки фотографа резко упадут. Поэтому тут, как никогда хорошо подойдет поговорка: «Не складывайте яйца в одну корзину».

И кстати, есть же еще фуд-видео. И Youtube сегодня показывает очень шикарные финансовые результаты. Можно смело снимать кулинарные рецепты и зарабатывать на рекламе. Я, например, имею свой канал на Youtube, посвященный обучению начинающих фотографов.

Легко ли перейти из портретной фотографии в фуд-фотографы?

У меня этот переход занял чуть больше двух лет. Но не из-за особенностей оборудования или специфических знаний, это совсем не проблема. А из-за смены клиентурного листа. Раньше это были девушки, дизайнеры и модельные агентства, а теперь – рестораторы. У меня с каждым месяцем становилось всё меньше съемок людей и всё больше съемок еды. 

Некоторые считают, что снимать еду просто - она лежит, никуда не убегает, не моргает... Так ли это?

В каждой специализации свои сложности. Еда быстро сохнет, тает или вянет. Поэтому я долго готовлю композицию, затем буквально на пару минут ставлю блюдо и сразу же его снимаю. Часто приходится заменять ингредиенты.

1-тирамису.jpg

На этой фотографии тирамису самого десерта нет. Это просто взбитые сливки. Мы с поваром посчитали, что делать полноценное блюдо – слишком дорого, поэтому заменили похожим по консистенции.

2-паннакота.jpg

А на этой фотографии паннакоты – просто молоко с желатином

Но такие «обманы» происходят не часто. Обычно я ем то, что снимаю. И любому фуд-фотографу необходимо понимать, что каждое блюдо требует к себе определенного подхода и создания истории. 

Кому не стоит заниматься фуд-фотографией?

Есть две категории  тех, кому противопоказано заниматься фуд-фотографией: 

  1. Если вы пришли в профессию ради денег. Как правило, такие люди толком ничего не добиваются и только дискредитируют других профессионалов.

  2. Вы не любите еду. Фуд-фотограф живет в мире еды. Он с ней сталкивается постоянно. Фуд-фотограф должен быть гедонистом и обожать есть. 

Что самое сложное в работе фуд-фотографа?

В моем случае – это частые командировки. Я работаю не в одном городе, а езжу по разным странам, а это сильно изматывает. Но с другой стороны, я уже не могу без путешествий. Если я сижу дома больше месяца, я начинаю придумывать причины, почему мне стоит уехать в командировку. И вторая сложность – это еда. Порой ее бывает слишком много! 

Какие плюсы в работе фуд-фотографа?

Еда. Я ем в лучших ресторанах мира. Я перепробовал различные кухни от лучших шеф-поваров. И меня это безумно вдохновляет. 

Какие минусы?

Еда. Часто приходится пробовать уже остывшее блюдо. Так как сначала его ведь нужно отснять, а потом уже дегустировать. 

Как оплачивается труд фуд-фотографа?

Фотографы пост-советского пространства слишком не уважают свой труд. Объяснюсь. В праве любого государства есть такое понятие, как коммерческие права на авторский труд. У нас они передаются заказчику навсегда, и фотограф получает за это деньги. На западе чаще всего коммерческие права передаются в аренду на один-два года. После этого фотографу эти права возвращаются, и он вправе или продлить аренду или использовать это изображение еще где-либо, соблюдая предпринимательскую этику, не передавая это изображение конкуренту своего заказчика. То есть фотограф получает гонорар, помимо этого – авторские за аренду изображения, а через несколько лет опять может это самое изображение снова сдать в аренду. 

АСляднев4.jpg

Александр Сляднев, фуд-фотограф, член Украинской Ассоциации Профессиональных Фотографов (UAPF), автор международного проекта Food & Chef, создатель и лектор Авторской школы фотографии.

TOP‐100 лучших фуд-фотографов мира по версии British Journal of Photography (Great Britain), третье место на конкурсе «Photographer of the Year» (Great Britain), шорт-лист «Фотограф Года 2013» (Россия), финалист конкурса «Лучший фотограф 2011» (Россия).

© Елена Щетинина, RJob

Елена Щетинина Rjob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Работодатели Москвы: Проект «Совесть» 
Стажёр: как не стать бесплатной рабочей силой 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0