Новейшая профессия: питчер

Новые профессии появляются ежегодно. Это связано с развитием отрасли или направления или с появлением потребности. Питчер – одна из профессий, появившихся в ответ на запрос бизнеса в самопрезентации. Инвесторы ищут выгодные проекты, а проекты ищут инвесторов. Питчер – это мост между ними. Именно он помогает привлечь в стартап инвестиции. Rjob выяснил, почему питчер не всегда играет в бейсбол, может ли интроверт выступать на питчингах и нужно ли быть артистом, чтобы завоевать инвесторов.
Новейшая профессия: питчер

Что такое питч

Питчер выступает на питчах. Слово питч (англ. pitch – подача) пришло в бизнес-сленг из бейсбольной терминологии. Питчинг – это серия коротких презентаций с целью продать свой проект. Чаще всего в питчингах участвуют стартапы. Формат питчей прижился и в быстро развивающейся криптоиндустрии, где молодые проекты составляют основную часть индустрии, а также на кинорынке.

Питч отличается от обычной презентации ограниченным временем. Обычно докладчику на питчинге (мероприятии, где проводятся питчи) отводится максимум 10 минут. В это время нужно успеть донести до инвесторов важную информацию. Потенциальные спонсоры должны познакомиться с командой проекта, узнать название и идею с примерами уже сделанной работы, получить взвешенный анализ рынка, проблемы и решения, понять бизнес-модель стартапа, выяснить, сколько и для чего денег еще нужно. В результате хорошего питча команда может добиться солидного финансирования. Именно поэтому искусство быстрой и точной самопрезентации так важно.

Однако вовсе не каждый обладает этим навыком. На практике основатели даже многообещающих проектов испытывают проблемы с доказательствами их ценности для общества и будущего профита. Привлечь иностранных инвесторов мешает и языковой барьер. Здесь на помощь и приходит профессиональный питчер.

Что делает питчер

Питчер помогает стартапам презентовать проект инвесторам. Есть два вида сотрудничества – питчера или привлекают на серию важных для компании питчингов, или нанимают на постоянной основе. Во втором случае в обязанности будет входить представление компании на переговорах и в презентационных видеоформатах. 

Для начала питчер знакомится с проектом во всех подробностях. Чтобы сделать цепляющий питч и без запинки ответить на все вопросы инвесторов, нужно разбираться в материале. Поэтому питчер изучает рынок, спрос, проблемы, которые решит продукт стартапа, проводит исследование аудитории, анализ конкурентов, разбирает вместе с командой стратегию продаж. Хорошие питчеры отлично знают, что интересует инвесторов и какие факты нужно осветить.

Только после того, как вся нужная информация собрана, питчер приступает к подготовке презентации. Он отбирает самое главное для яркого делового выступления и объясняет команде структуру презентации, чтобы на мероприятии все следовали одной концепции.

На выступлении питчер представляет всех членов команды и презентует проект. После этого отвечает на вопросы инвесторов.

Что должен уметь питчер

Человек, постоянно выступающий перед аудиторией, должен быть не просто коммуникабельным, но располагающим и вызывающим доверие. От питчера требуется убедительность и абсолютная уверенность в проекте, который он презентует.

На этапе подготовки к выступлениям питчер работает с разной информацией. Ему нужно стратегическое и аналитическое мышление, чтобы выбрать самое главное из массива данных и показать инвесторам выгоды проекта со всех сторон – от места на рынке до примерной прибыли. Для составления презентации пригодится четкое понимание структуры и логики доклада.

Питчер сам собирает презентацию. Он продумывает дизайн, подбирает фон, слайды, располагает информацию так, чтобы ее было удобно воспринимать.

Питчеры не просто перечисляют сухие данные, их задача – заставить инвесторов поверить в проект. Поэтому хорошие питчеры учатся сторителлингу, риторике, даже актерскому мастерству. Все это работает на  общее впечатление от презентации. 

Для питчера, как и для всех публичных людей, важна забота о внешности и стиле. Образ успешного человека помогает продажам так же, как и убедительная презентация.

Без знания языков тоже не обойтись. Английский требуется на свободном уровне, питчер должен писать грамматически правильно и бегло и уверенно говорить. 

Плюсы профессии

Профессия питчера привлекает экстравертных, легких на подъем, любящих амбициозные задачи людей. В этой специальности много активности, интересных встреч, общения. Каждый питч – это вызов. Если питчеру удается привлечь инвесторов, он чувствует себя настоящим победителем.

Питчер постоянно имеет дело с новой информацией, работает с интересными и перспективными идеями. В этой профессии очень мало рутины, но много творчества. Так как каждый стартап требует своего подхода, питчер постоянно придумывает новые варианты презентаций и ищет новые пути к сердцу инвесторов.

Если компания ищет инвесторов на международном рынке, питчер ездит на мероприятия в разные страны. 

Минусы профессии

Главный минус профессии – проблемы взаимопонимания и недоверие со стороны работодателей. Основатели не всегда представляют, как работает питчер, сомневаются в необходимости финансовых вложений в сбор маркетинговых данных по рынку. Многие учредители уверены, что достаточно нанять питчера и продажи немедленно взлетят, а инвесторы сразу же после питча вложат в проект немалые средства. Если быстрого результата не получилось, питчера винят в некомпетентности. 

Минусом можно назвать и проектный формат работы. Не все стартапы могут себе позволить питчера в штате, а это значит, что после окончания серии мероприятий питчеру нужно искать нового заказчика. Поэтому многие питчеры работают сразу на нескольких проектах, что непросто. 

Как стать питчером

В вузах нет факультета питчинга, образование у всех питчеров разное. Кто-то приходит из гуманитарной области, кто-то из маркетинга. Часто питчерами становятся менеджеры по продажам. Чтобы начать карьеру питчера, нужно изучить принципы маркетинга, научиться излагать любые идеи в сжатом и понятном формате и поработать над навыками презентации. А потом завести деловые связи.

Связи появляются на мероприятиях, посвященных проблемам и событиям в отрасли. Можно прокачать навыки самопрезентации и предложить свои услуги в качестве представителя компании. Там же можно учиться на чужих презентациях, отмечая удачные моменты и ошибки.

Питчер – молодая профессия в России. Культура коротких выступлений в наших бизнес-краях только начинает развиваться. Меж тем, в США уже есть даже выражение «лифтовый питч» (elevator pitch) – умение продать инвестору проект за минуту-две. С появлением большого количества идей в IT, криптовалютном секторе и других сферах запросы на короткие понятные презентации выросли. А значит, и люди, умеющие кратко и увлекательно продавать, становятся более востребованными.

Что почитать о питчах

Погрузиться в тему и понять, что же такое хороший питч, а также оценить свои силы в этой области поможет литература. Например, Орен Клафф «Идеальный питч. Революционный метод заключения крупных сделок» или Алексей Каптерев «Мастерство презентации».

© Татьяна Кокусева, RJob

Татьяна Кокусева Rjob.jpg

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Профессия: аниматор – на работу, как на праздник 
Редкая профессия: шляпник 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0