Новая профессия: фандрайзер

Фандрайзер, или специалист по привлечению ресурсов – новая профессия в экономической сфере. Сейчас фандрайзеры работают в основном с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Но эксперты предрекают огромный рост популярности профессии в ближайшие несколько лет. Ведь умение привлекать инвестиции – навык, крайне востребованный на рынке труда. Rjob узнал, как приобрести новую специальность, добиться успеха в карьере и получать почти неограниченную зарплату.
Новая профессия: фандрайзер

Кто такой фандрайзер

Название «фандрайзер» произошло от английских слов fund – фонд и raise – собирать, привлекать. Профессия появилась в США в 1980-х годах. Там некоммерческие организации, благотворительные и социальные фонды уже давно существуют на средства жертвователей – «доноров». В России подобная практика стала появляться в 1990-е годы, но профессией фандрайзинг стал всего 10-15 лет назад. Специалистов на рынке труда пока немного, но экономисты сходятся во мнении, что со временем они будут более популярны и востребованы.

Чем занимается фандрайзер

Сейчас фандрайзеры привлекают средства в некоммерческих областях. Это благотворительность, медицина, экология, образование, культура и искусство. Но в широком смысле фандрайзингом можно считать и привлечение инвестиций в стартапы, краудфандинг средств для различных проектов. Для таких специалистов ключевым показателем эффективности (KPI) будет объём привлечённых средств или количество благотворителей, процент, на который расширилась аудитория «доноров», количество и объём регулярных частных пожертвований.

Важно, что фандрайзеры приносят пользу и благотворителям – предлагают им такие условия партнёрства, которые будут им выгодны и интересны. Например, успешным считается участие бренда PUMA в организации выставки New York Minute в центре «Гараж» в 2011 году. Бренд получил возможность прорекламировать себя, подчеркнуть свою причастность к современному искусству и организовать закрытые мероприятия в рамках выставки. Благодаря работе фандрайзера таким сотрудничеством остались довольны обе стороны.

Как стать фандрайзером

Профессионального образования для фандрайзеров в России пока не существует. Идеальным считается образование в сфере менеджмента или маркетинга, иногда на работу берут пиарщиков. Это связано со спецификой работы фандрайзера – он должен обладать финансовой грамотностью, навыками управления проектами и продвижения НКО или фонда. Поэтому часто специалист совмещает три должности – PR-менеджера, маркетолога и фандрайзера.

Эксперты отмечают, что новички часто считают себя фандрайзерами, если им удаётся договориться о финансировании с несколькими благотворителями. На самом деле это скорее везение. В фандрайзинг чаще всего приходят те, кто уже имеет опыт волонтёрства и взаимодействия с благотворительными и некоммерческими организациями. Им требуется лишь изучить финансовую сторону работы. Но пренебрегать теоретической подготовкой и образованием всё же не стоит. Экономические вузы предлагают специализированные курсы по фандрайзингу. Например, такие есть в «Высшей Школе Экономики». Новички могут пройти стажировку в «Школе практического фандрайзинга» при фонде «Нужна помощь». Но стажёрам будут рады и в любом другом крупном фонде.

Какие требования предъявляют к фандрайзеру

Обычно заказчики или клиенты не ставят перед фандрайзером определённые задачи, как он должен привлечь финансирование. Специалист сам выбирает методы, основываясь на собственном опыте. Плюсом будет опыт волонтёрства, работы в маркетинге, менеджменте проектов или пиаре. Не лишними будут базовые знания в области финансов. Не обойтись фандрайзеру без коммуникативных навыков, умения убеждать и налаживать общение с любым собеседником. Ведь основная часть его работы – переговоры с потенциальными благотворителями. Если фандрайзер разрабатывает мероприятия для привлечения финансирования, то пригодится аналитическое мышление и креативность. Идеальным считается кандидат с разнообразным кругом общения и связями – без них в российских реалиях работать сложно.

Как развиваться

Фандрайзинг – одна из сфер, требующих постоянного развития. Меняются технологии и стратегии привлечения финансирования, инструменты работы с частными инвесторами. Например, всё большую популярность набирают небольшие регулярные частные вложения. Поэтому фандрайзеры уделяют внимание не только общению с крупным благотворителями, но и пытаются изменить отношение к благотворительности в обществе, популяризировать её. Последние новости в профессиональной среде и мировой опыт НКО можно узнать, вступив в Международную ассоциацию фандрайзеров AFP или российский аналог – Ассоциацию фандрайзеров.
Дополнительное обучение можно пройти в Центре развития некоммерческих организаций

Но иногда важнее профессиональное развитие в той сфере, на которой специализируется фандрайзер. Например, специалисту, не разбирающемуся в культуре и искусстве, будет сложно привлекать финансирование для музея или художника – он просто не сможет донести ценность до благотворителя. Точно так же сложно будет привлекать средства на финансирование экологических кампаний, если сам фандрайзер не разделяет идей фонда, не может объяснить значимость того или иного проекта.

Сколько зарабатывает фандрайзер

Начинающие фандрайзеры в Москве могут рассчитывать на зарплату около 30 тысяч рублей. С опытом она может вырасти до 200 тысяч, а средней в столице считается зарплата около 100 тысяч рублей. Но на самом деле у успешных специалистов почти нет потолка дохода. По договорённости с заказчиками фандрайзеры, работающие на фрилансе, получают процент от привлечённых средств. Он может варьироваться от 5 до 50 процентов и составлять десятки миллионов рублей в год. Правда, в этом случае выплаты могут производить именно раз в год – на стандартную зарплату рассчитывать не приходится.

Минусы профессии фандрайзера

Главный недостаток профессии – высокий уровень стресса. Благотворительность – специфическая сфера, в которой отказы приходится слышать намного чаще, чем положительные ответы. К тому же в своей работе фандрайзер постоянно сталкивается с печальными жизненными ситуациями. Ему потребуется определённый уровень стойкости и стрессоустойчивости, чтобы избежать профессионального выгорания. Необходимо быть готовым к психологически напряжённой работе, которая к тому же предполагает высокую степень личной ответственности.

Компания редко может себе позволить отдельного специалиста, отвечающего за подготовку отчётов для «доноров», поэтому этой рутинной работой тоже часто занимается фандрайзер. Он поддерживает социальные связи с благотворителями, чтобы они понимали, куда и как расходуются их вложения, и продолжали сотрудничество. 

Кем ещё может работать фандрайзер

Требования к фандрайзеру настолько разнообразны, что их хватило бы на нескольких специалистов. Поэтому считается, что при желании фандрайзер легко может сменить профессию. Например, переквалифицироваться в проектного менеджера, менеджера по продажам, пиарщика или маркетолога, event-менеджера или бизнес-консультанта.

Но вряд ли в ближайшее время фандрайзеры захотят сменить перспективную профессию. Экономисты предрекают популярность фандрайзинга. И дело не в том, что всё больше социальных и культурных проектов и стартапов нуждаются в финансировании. Компаниям-благотворителям тоже необходим опытный фандрайзер. Он поможет удачно вложить средства и не только сэкономить на рекламе, но и сформировать благоприятный имидж компании нестандартными методами. Поэтому фандрайзер часто становится внешним маркетологом или PR-специалистом для компании-благотворителя. Справиться с такими разноплановыми задачами непросто, но именно это и привлекает в профессию молодых и амбициозных.

© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

7 книг, которые должен прочитать каждый сценарист 
Что дарить и что не дарить коллегам на 23 февраля 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0