Кадры решают всё: такие разные «кадровики»

Еще лет двадцать назад сотрудники отдела кадров занимались лишь унылым заполнением стандартных бумажек, а сегодня можно без преувеличения сказать, что эти люди во многом определяют политику компании.
Кадры решают всё: такие разные «кадровики»

12 октября в России отмечался День кадровика. Если еще лет двадцать назад сотрудники отдела кадров занимались лишь унылым заполнением стандартных бумажек, то сегодня можно без преувеличения сказать, что эти люди во многом определяют политику компании. Ведь именно от них зависит подбор и адаптация кадров. А кадры, как говаривал товарищ Сталин, решают всё.

Сегодня в кадровой службе можно условно выделить три направления: рекрутинг, HR-менеджмент и кадровое администрирование. Рекрутеры, как правило, занимаются поиском и подбором подходящих сотрудников. В обязанности HR-менеджеров входит работа с персоналом: наём на работу, проведение собеседований и тестирований, адаптация новичков, обучение сотрудников, организация тренингов, корпоративных мероприятий, вопросы мотивации персонала. Именно «эйчары» отвечают на выполнение планов найма сотрудников и за текучесть персонала. Еще одна зона ответственности HR-менеджеров — корпоративные стандарты. Они разрабатывают должностные инструкции, положения о подборе персонала и тому подобное. На обязанностях кадровиков стоит остановиться отдельно.

Александра Скворцова_cr.jpg
Александра Скворцова, руководитель группы консультантов направления «административный менеджмент и юридические услуги» компании ANCOR Professional

В настоящее время представители бизнес-среды всё реже используют понятие «кадровик», специалиста такого профиля чаще называют HR-администратором, HR-специалистом, кадровым администратором. Обычно в его задачи входит оформление полного пакета документов на каждого сотрудника (трудовой договор, должностная инструкция, внутренние нормативные документы и пр.). Данный специалист обрабатывает заявления сотрудников на предоставление отпуска, больничные листы, отвечает за табель учета рабочего времени, по запросу сотрудников готовит необходимые документы и справки. В ряде компаний HR-администратор также может консультировать менеджеров по трудовому законодательству и привлекаться к решению сложных случаев, связанных с трудовым законодательством РФ.

Впрочем, границы этих трех позиций весьма размыты. В зависимости от традиций конкретной компании эти функции могут совмещаться, или наоборот, делиться между разными людьми в самых произвольных сочетаниях. В небольших фирмах, где работает всего несколько человек, все обязанности рекрутера, HR-менеджера и кадрового администратора, как правило, выполняют один-два взаимозаменяемых сотрудника. В крупных компаниях, напротив, «на кадрах» работают целые отделы.

Олег Жданов_cr-1.jpg
Олег Жданов, вице-президент по работе с людьми компании Евросеть

В нашей компании HR-менеджеры решают вопросы, связанные как с наймом сотрудников, так и с кадровым администрированием, они — универсалы. Рекрутеры занимаются подбором и первичной адаптацией кандидатов.

В СССР не было такой профессии — менеджер по подбору персонала, менеджер мотивации и корпоративной культуре. Этим всегда занимались кадры. Сейчас даже смешно слышать от людей, поживших в эпоху развитого социализма, фразы, обращённые к своим близким, работающим в HR-подразделении, вроде: «А что это у вас так много там людей работает, и что такое мотивация и корпоративная культура?» Как человеку, который шесть месяцев назад даже не знал, что фортуна подбросит заниматься HR-проектами в нашей компании, мне теперь чётко понятно, что в HR можно много менять, и от этого подразделения зависит работа всей компании напрямую. А дефицит хороших сотрудников всегда есть. Этот процесс вечный, так как компаний, которые ищут готовых профессионалов больше, чем самих профессионалов. Мы делаем ставку на внутренний карьерный рост. Мы готовы вкладывать время, нервы, деньги в наших молодых коллег.

По словам Александры Скворцовой, высококвалифицированные специалисты востребованы всегда. Особенно если речь идет о профессионалах в сфере кадрового делопроизводства со знанием английского языка и опытом работы в международных компаниях. В рамках каждой компании есть специалист, который отвечает за ведение кадрового документооборота, поэтому говорить о дефиците рабочих мест не приходится.

Верность и преданность

Для успешной работы желательно образование в сфере управления персоналом или трудовых отношений, чтобы кандидат обладал знаниями стандартов кадрового делопроизводства, а также знаниями в сфере трудового законодательства, поясняет Скворцова. обсуждение_мини.jpgЕсли же говорить о требованиях, которые предъявляются к соискателям на данную позицию, то это опыт работы, знание трудового законодательства. По словам Александры, большой спрос на рынке имеют HR-администраторы с рабочим уровнем английского языка. Говоря о личных качествах, необходимых для сотрудников, отвечающих за кадровую работу, Скворцова утверждает: идеальный кандидат на данную позицию должен быть внимательным, аккуратным, ответственным, способным работать в режиме многозадачности и одновременно с этим правильно выстраивать коммуникацию с внутренними заказчиками.

А вот Олег Жданов уверен — для сотрудников HR-службы оптимально иметь педагогическое образование, так как им приходится много и часто повторяющимися фразами общаться с кандидатами. Нередко встречается и природное умение заинтересовывать людей, выявлять сильные стороны, при условии, что человек волнуется на собеседовании. Так что образование педагогическое и социальное приветствуется. Что же касается личных качеств, то, по мнению Олега, самым главным является приверженность компании. Также важно быть сфокусированным на результате, а не на процессе. «А идеальных сотрудников не бывает, мы их растим, воспитываем и лелеем», — добавляет Жданов.

По его словам, с приверженностью компании в «Евросети» все в порядке. «Если у человека получается делать то, что нужно компании, он замотивирован на результат, у него есть реальная возможность роста как по горизонтали, так и по вертикали, то текучка состоит в основном из уходящих в декрет. Бывает и так, что наши объёмы и наши цели оказываются человеку не по плечу, поэтому текучка есть среди рядового персонала, и она в рамках отрасли», — поясняет Олег.

Курс на стабильность

По словам Жданова, система зарплаты через процент выполнения задачи, уже доказавшая свою эффективность в рознице, применяется и среди сотрудников группы рекрутинга. То есть, их совокупный доход состоит из небольшого оклада, а остальное складывается через выполнение KPI. «Для кадровиков мы пока такой системы не придумали, сложно оцифровать многие аспекты их работы. В целом, мы проводим мониторинг рынка труда и держим руку на пульсе уровня зарплат, понимая, что нам эффективнее мотивировать сотрудников на финальный результат, а не на процесс», — говорит Олег.

Впрочем, по словам Александры Скворцовой, кадровики в принципе стабильны и не отличаются частой сменой работодателей. Они ориентированы на чёткие задачи, хорошо выстроенные структуры и на комфортные условия работы, как финансовые, так и психологические. И, если работодатель встречает все ожидания кандидата, то, вероятнее всего, в его лице он найдет лояльного и стабильного сотрудника на долгое время.

Зарплаты, по словам Скворцовой, варьируются и зависят от нескольких факторов: уровень позиции (начинающий специалист, менеджер, руководитель подразделения), масштаба и объема задач (будет ли человек руководить группой специалистов или в его зону ответственности будет входить только один участок КДП) и знания английского языка. Поэтому можно говорить о достаточно широкой зарплатной вилке, начиная от 60 000 рублей gross заканчивая 200 000 рублей gross для руководителя отдела кадрового администрирования в крупной компании, уточняет Александра.

Автор: Юлия Яковлева, RJOB


Интересно:

В Химки планируют запустить лёгкое метро, а в Мытищи - трамвай 
Бюджет и сотрудники – основные проблемы глав юротделов 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 4

Гость
Гость
У нас была изменена система оплаты труда и в тот момент как раз обращались для кадрового аудита в rosco.
15.12.2015 12:22:17
Наталья
Наталья
Гость, в благоприятных условиях кадровый аудит рекомендуется проводить один раз в три года.

Ну и желательно, если происходят какие-то изменения:
• при смене кадровика-делопроизводителя;
• при увольнении сотрудника, который обращался в трудовую инспекцию;
• при смене директора или владельца бизнеса;
• при изменениях в законодательстве, затронувших порядок ведения кадровой документации;
• в случае изменении системы оплаты труда;
• при массовом сокращении персонала.
14.12.2015 14:19:13
Гость
Гость
А насколько часто его необходимо проводить?
14.12.2015 08:56:11
Гость
Гость
От кадров действительно зависит все, поэтому кадровый аудит приобретает особое значение.
11.12.2015 09:52:20