"Белая ворона": как не стать изгоем на работе

При вашем появлении на работе дружный смех сразу смолкает? Вы последним узнаёте все новости и сплетни, да и то случайно? Никто не интересуется вашим мнением по вопросам, касающимся всего коллектива? Есть повод задуматься, не становитесь ли вы изгоем на работе.
"Белая ворона": как не стать изгоем на работе

Корни проблемы

Хотим мы этого или нет, но работа занимает значительную часть нашего времени и сознательной жизни вообще. А, значит, важно и то, с каким настроением и самочувствием мы там пребываем. Отсутствие полноценного контакта с коллегами, не говоря уже о конфликтах или интригах – серьёзное испытание для работника. Почему работник оказывается в изоляции?

  1. Социальное неравенство. В широком смысле любая значительная разница может сыграть негативную роль: очень молодой сотрудник рискует не вписаться в зрелый коллектив, проблемы состоятельного работника будут абсолютно чужды его менее богатым коллегам, а высокоинтеллектуальный коллектив будет свысока посматривать на «неуча».

  2. Отсутствие общих интересов. Увлечённым фанатикам эта проблема не знакома: даже при отсутствии каких-либо интересов, которые разделяет весь коллектив, у них всегда есть любимая работа, которая займёт всё время и даже чуточку больше. А если вы не трудоголик и хотите общения на другие темы, помимо рабочих? Может выйти так, что в дружный коллектив любителей «Форумулы-1» попадёт заядлый театрал, не отличающий Феттеля от Хэмилтона, и его радость от нового спектакля придётся не ко двору.

  3. Жажда оригинальности. С психологической точки зрения, в человеке постоянно борются два противоположных желания: быть принятым и быть собой - оставаться особенным, не сливаясь с другими. Стремление выделиться может сыграть злую шутку: дизайнерские украшения поверх униформы, «тяжёлый» парфюм в дневное время, замкнутость или, наоборот, чрезмерная общительность могут просигнализировать коллегам: «он чужой, он не с нами».

Что делать?

Вспомнить, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и применить ряд простых правил.

  1. Меньше слов, больше дела. Внимательно осмотритесь и не спешите высказывать авторитетное мнение по каждому вопросу: во-первых, обязанность трудиться на рабочем месте ещё никто не отменял, во-вторых, есть риск нарушить неписаные правила коллектива.

  2. "Наводите мосты". Не отмалчивайтесь, попробуйте прямо противоположный подход.

Александр Эпштейн.jpg
Александр Эпштейн
бизнес-тренер, руководитель творческого объединения «Культура речи»

Общаться, общаться и еще раз общаться! Все трудности и конфликты в коллективах происходят из-за неумения выстраивать коммуникации. Один предпочитает постоянно отмалчиваться, другой не знает, как себя вести, столкнувшись с уколами или манипуляциями в свой адрес, третий не способен поддержать разговор или рассказать забавную историю во время перерыва.

Конечно, волшебной пилюли в этом вопросе нет, общение – это настоящее мастерство, которое вырабатывается путем усиленных тренировок. Один из шагов: рекомендую прочитать книгу Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди», там вы найдёте некоторые ответы на причины возникновения конфликтов в общении. Постарайтесь строить с коллегами равноуровневую и взаимодополняющую коммуникацию. Что это такое и как её достичь? Ответ у Э.Бёрна.

  1. Мимикрируйте. Как только вы уясните негласные правила рабочей среды, вам придётся их придерживаться. Если коллеги обожают тимбилдинг или посиделки после работы в баре, не стоит сразу объявлять, что ваше личное время – это святое, и даже обедать вы привыкли одни, поэтому никуда с ними не пойдёте. Особенно важно придерживаться общих правил на корпоративных мероприятиях и в общении с начальством.

  2. Оцените потенциал. Как известно, гении обычно не отличаются славным характером и особой доброжелательностью, а потому обычно обречены на одиночество. Прежде чем решительно отвергать коллег с их непонятными причудами, подумайте, что последует дальше? Если вы – уникальный специалист, которых на рынке труда единицы, сложности «синхронизации» с коллективом можно проигнорировать, ценным кадрам многое простительно. Но не переоцениваете ли вы собственную уникальность?

  3. Не теряйте себя. Если возникло стойкое ощущение, что работать стало «душно» и никакие старания не помогают, возможно, вы действительно оказались не в том коллективе. В этом случае важно решить для себя, действительно ли работа настолько нравится вам, что можно пожертвовать ради неё дружбой с коллегами? Вполне возможно, что ответ будет положительным.

Вера Игнаткина
Вера Игнаткина
главный редактор информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ
Изгоем можно стать по ряду совершенно разных причин: будучи профессионалом (например, в коллективе не очень одарённых людей) или, наоборот - «слабым звеном», являясь по складу характера некоммуникабельным или вообще не разделяющим корпоративные ценности компании… В каждом из этих случаев будет свой рецепт решения этой проблемы. Но прежде чем стремиться применять его на практике, необходимо ответить для себя на вопросы: «А что с того, что я - «белая ворона»? Действительно ли это мешает мне жить и/или работать?» Очень часто большинство стремится к одобрению коллектива или «серых кардиналов», причем зачастую не самых авторитетных коллег… А зачем? Зачем становиться «как все»? Я бы посоветовала сохранять свою индивидуальность в любом случае, не обращать внимание на неприятное отношение коллег и добросовестно выполнять свою работу.

Интересно:

Как не «сгореть» на работе 
Как работает кладовщик 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0